?

Log in

монах-католикАвва Феодул рассказывал: "Есть здесь недалеко от Фара, как раз посредине между святой Софией и святым Фавстом, гостиница. При ней был и гостиник. Однажды он просил меня прийти в гостиницу и на несколько дней заменить его. Придя в гостиницу, я встретил остановившегося там инока, родом сирийца. Он не имел ничего, кроме власяницы, плаща и нескольких хлебов. Стоя постоянно в одном углу, он день и ночь проводил в славословии и ни с кем не говорил. Настал воскресный день. Я подошел к нему и сказал: "Брат, не сходишь ли ты к святой Софии, чтобы причаститься Святых и Божественных Тайн?” — "Нет!” — отвечал он. "Отчего же?” — спрашиваю его. "Я принадлежу к последователям Севера и не состою в общении с Церковью”. Услышав, что он не принадлежит ко Святой Кафолической и Апостольской Церкви, а вместе с тем видя его прекрасное поведение и добродетель, я ушел со слезами в свою келию, запер дверь и, упав ниц перед Богом, три дня молился со слезами: "Господи Христе, Боже наш, преклонивый небеса по неизреченному и бесконечному человеколюбию и сошедый нашего ради спасения, воплотивыйся от Владычицы Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, открой мне, кто истинно и право верует, мы ли, чада Церкви, или последователи Севера?” На третий день Кто-то незримый сказал мне: "Иди, Феодул, и увидишь веру его”. Придя наутро, я сел против него, надеясь увидеть что-либо по слову, бывшему ко мне. Я сидел около часа, пристально смотря на него. Он стоял и пел песнопения на сирийском языке. И вот — Бог мне свидетель! — вижу, чада мои, голубя, парящего над его головой, почерневшего как бы от сажи в трубе, истрепанного. Безобразный голубь обозначал их веру”. Вот что, обливаясь слезами и глубоко вздыхая, поведал этот поистине блаженный муж.

(Луг духовный)
чтение святых отцов
Старцы советуют читать и перечитывать творения святых отцов. Они глубоки и понимаются постепенно. Предмет их — духовная жизнь, а она обширна: «широка заповедь Твоя зело». Духовному росту предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное значение. Лучше с благоговением и вниманием перечитывать небольшое количество книг, нежели многое читать наскоро. Чтение одно из самых необходимых деланий. Без чтения или слушания чтения нельзя узнать истину. Говоря о чтении, разумею исключительно чтение Священного Писания и писаний отеческих и церковных.

Но чтение только тогда будет приносить желаемую пользу, когда читаемое будет по мере сил и возможности входить в жизнь, становиться правилом жизни, а не простым голым, бездушным и холодным знанием. Какая может быть польза, что человек знает, что нужно молиться, и не молится, знает, что нужно прощать обиды, и не прощает, знает, что нужно поститься, и не соблюдает постов, нужно терпеть, и не терпит и т. д. Такое знание, по слову Евангелия, будет даже в осуждение человеку. Поэтому нужно читать со вниманием и стараться жить по духу того, что читаешь. Конечно, сразу стать исполнителем всего, что написано, мы не можем — нужна постепенность. Вначале понуждение себя и смирение, сознание своей немощи, тогда знание, получаемое от чтения, будет приносить желаемую пользу. Вообще, все книги и писания святых отцов и истинных учителей Церкви о духовной жизни, а в особенности писания о молитве, надо читать с крайним вниманием, не спеша, вникая по силе своей умом в каждое изречение, каждое слово, дабы не упустить чего-либо необходимого, дабы не дать себе повода к неправильному, произвольному пониманию и толкованию читаемого. Духовная жизнь и подвиг молитвы имеют свои законы, свою последовательность; их надо изучить и понять, усвоить уму и сердцу. Самочиние, самомышление здесь места не должны иметь, они приводят человека в заблуждение. Малое по внешности уклонение или неточности приводят иногда к большим ошибкам и заблуждениям, имеющим горькие плоды и последствия. Если что-либо кажется непонятным, неясным, то надо спросить у знающего, если имеешь такого человека, а если не имеешь, то пусть это остается до времени непонятным; не пытайся понять своим умом. В свое время Господь пошлет вразумление; хорошо о сем говорит святитель Тихон Задонский. Старцы советуют читать и перечитывать книги святых отцов. Писания святых отцов заключают в себе истину духовной жизни и мудрости, всегда доставляют читающему их утешение и вразумление и подкрепление духовное! Они никогда не могут потерять своей жизненности, ибо духовная жизнь, в них изложенная, навсегда имеет свои законы неизменяемые.

Они (писания) понимаются и усваиваются постепенно, по мере духовного роста читающего и подвизающегося, по мере получения разумения от их переживания и личных опытов. Между прочим, последнее является одной из причин необходимости перечитывания писаний отеческих. И советуется перечитывать их так: если человек видит, что на него нападает, например, страсть гнева, то читать советуется об этой страсти и противоположной ей добродетели, если нападает злоба, то читать о злобе и любви, если нападает блуд, то читать о блудной страсти и целомудрии и т. д. Удрученному скорбью полезно читать о пользе и необходимости скорбей и т. д. Замечено, что особо сильное впечатление производит на душу то, что ей в данное время потребно, как запрет читать книги подряд. Желающие и имеющие на то возможность пусть читают каждую книгу подряд. Это даже необходимо для получения цельного впечатления и понятия о писаниях и учении того или иного святого отца. А данным советом можно пользоваться по мере своей душевной нужды в том или ином чтении. Лучше всего, если на то имеется возможность, на каждое чтение получать благословение духовного отца. При неимении такой возможности нужно получить хотя бы общее благословение на порядок и выбор книг для чтения (преп. Никон).

Когда предлагаются какие-либо усовершенствования в церковном богослужении ради миссионерских целей, возникает недоумение – зачем это надо? Ведь кто ходит регулярно в храм – того полностью устраивает установившийся порядок службы, традиционные богослужения, намоленный веками церковнославянский язык.

Часто лукавый прием неообновленцев добиться желаемых церковных реформ богослужения хитро осуществляются под благовидным предлогом «возврата к практике Древней Церкви», к забытым формам древнего богослужения В основу реформы полагается древняя, уже отжившая, форма или традиция церковной жизни. Этот приём носит наименование «модернизм через традицию». Ну, например, давайте снесем Московский Кремль в его нынешнем виде ради благого дела сохранения исторического облика центра Москвы: ведь при Иване Калите Кремль выглядел совсем иначе, чем сегодня. Вот и давайте восстановим его в первозданном виде! Во времена свт. Василия Великого причащались четыре раза в неделю, – почему бы нам не вернуться сейчас к этой древней практике и причащаться за каждой литургией?

Верят ли сами наши реформаторы в свои прекраснодушные розовые миссионерские затеи, предлагая внедрять новые формы в традиционный строй богослужения, в результате чего народ толпами повалит в храмы? Скорее всего – нет. Поэтому призывы к реформированию традиционного православного богослужения (якобы в миссионерских целях) свидетельствуют только об одном: об отсутствии подлинной веры в Бога у нынешних миссионеров-реформаторов (а возможно, здесь преследуются и определенные антихристианские цели). Никого «миссионерские» богослужебные уловки никогда не привлекут в церковь, не сделают человека православным христианином. Об этом замечательно сказал архимандрит Рафаил (Карелин): «Если Бог не призвал, то никакие ухищрения не помогут».

* * *

По сообщению сайта Санкт-Петербургской Духовной академии 5 ноября 2015 года, в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий (Ермаков) вновь совершил Божественную литургию по чину апостола Иакова, брата Господня.

Как сказано в сообщении пресс-службы СПбПДА, «литургия апостола Иакова несколько отличается от чинопоследований поздних Литургий византийского типа – святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. За Литургией  апостола Иакова Священное Писание, в том числе чтение из ветхого Завета, читается в центре храма лицом к народу, а причащение прихожан совершается отдельно Телом и отдельно Кровью Христовыми, как это было принято до V века. В первые годы христианства не было устоявшегося образца для совершения богослужения. В каждой христианской общине Литургия совершалась со своими особенностями. Постепенно опыт совершения молитвословий закреплялся, складывался богослужебный чин. Таким образом, образовывались, “выкристаллизовывались” чинопоследования литургий, которые носили имена апостолов. Например, антиохийская Литургия 12 апостолов, Литургия апостола Марка и Литургия апостола Иакова. В 70-80-е годы XX века в Санкт-Петербургской духовной академии подобная практика служения литургии апостола Иакова возникла по инициативе митрополита Никодима (Ротова). Долгое время литургия апостола Иакова была неотъемлемой частью богослужебной жизни духовной академии Северной столицы, однако в 90-е годы совершение этой литургии прекратилось. Впервые после многолетнего перерыва, 5 ноября 2010 года, в академическом храме в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, литургию по чину апостола Иакова, брата Господня, совершил епископ Гатчинский Амвросий. С тех пор традиция ежегодного служения этой Литургии в стенах СПбПДА не прекращается».

Отметим, что также 5 ноября 2010 года впервые в истории г. Москвы Литургия апостола Иакова была совершена в здании ПСТГУ в Лиховом переулке под предстоятельством ректора протоиерея Владимира Воробьева в сослужении клириков Николо-Кузнецкого храма.

С этого времени данная Литургия регулярно служится в нескольких епархиях Русской Православной Церкви. Прежде всего следует упомянуть те храмы, где служат священнослужители, приверженные программе обновленческих преобразований в области богослужения: архиепископ Амвросий (Ермаков), прот. Димитрий Карпенко, прот. Александр Сорокин...

Ежегодное совершение литургии апостола Иакова стала своеобразной «обновленческой традицией».

Прежде всего следует сказать, что данный чин Литургии отсутствует в Типиконе, а следовательно является неуставным. Переводы литургии апостола Иакова на русский язык были сделаны в XIX веке, но не носили богослужебного характера, и в Русской Православной Церкви употребления литургия апостола Иакова не имела. Богослужебный перевод ее и первые песнопения на церковнославянском языке были сделаны по благословению скандально известного первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Анастасия (Грибановского) (см., например, «Благодарственный адрес митрополита Анастасия Адольфу Гитлеру. 12 июня 1938 г.» или «Пасхальные Послания митрополита Анастасия 1942 и 1948 годов») игуменом Филиппом (Гарднером) в 1938 году. С этого времени литургия святого апостола Иакова начинает периодически служиться в русских приходах за рубежом. В 1960–80-х годах по инициативе митрополита Никодима (Ротова) в день памяти апостола Иакова, эта литургия ежегодно служилась в Ленинградской Духовной академии. В 90-е годы совершение этой Литургии прекратилось. Постепенно она получила распространение и в других поместных Православных Церквах.

Главной отличительной особенностью этой Литургии является способ причащения мирян. Миряне, как и священнослужители, причащаются Тела и Крови Христовой раздельно: сначала предстоятель (епископ или священник) влагает в уста причастнику частицу Тела Христова с Дискоса, потом другой священник (а иногда и диакон) даёт причастнику испить из Потира (Чаши) Кровь Христову.

«И аще суть причащающияся миряне, приходят со смирением ко Архиерею (или иерею), и той, держа в шуйце дискос со Святым Хлебом, глаголет: Тело Христово. И отвещает приходяй: Аминь. И влагает Архиерей (или иерей) часть Святаго Хлеба во уста ему, и той снедает ю и приходит к диакону, и глаголет диакон: Кровь Христова, Чаша Жизни. И отвещает приходяй: Аминь. И дает ему диакон пити из чаши мало. И сице причащаются люди… И отходят людие с миром в домы своя, священницы же совлачаются святых одежд, тожде творит и диакон, потребив святая, и идут в домы своя благодаряще Бога».

Отличие этой Литургии ещё и в том, что большинство тайных молитв читается вслух, а не шёпотом или про себя, как в Литургиях Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Ектеньи и Священное Писание читаются диаконами лицом к народу, а не к алтарю. Кроме Апостола и Евангелия читается Ветхий Завет. На этой Литургии не обязательно совершать Проскомидию, так как это более поздний обычай, и если Проскомидия не совершается, то не читаются и 3-й и 6-й часы. Священники совершают литургию апостола Иакова без наперсных крестов.

Русская Православная Церковь совершает богослужения согласно действующему богослужебному уставу, изложенному в Типиконе, в котором строго расписано, какие литургии в какие дни должны совершаться. Совершение литургии апостола Иакова Типиконом не предусмотрено. Тот факт, что практика совершения неуставной литургии апостола Иакова возникла по инициативе маститого митрополита-модерниста Никодима (Ротова), ещё не дает оснований для повторения подобных литургических новаций и является дерзким нарушением церковного устава и проявлением церковного модернизма. Целью подобных богослужебных обновленческих экспериментов на наш взгляд является закрепление в сознании верующих возможности вариативности уставных предписаний и изменяемости богослужебных традиций, а тем самым – церковного предания. Под лозунгом «возврата к практике Древней Церкви» нам предлагается либеральная ревизия и реформация богослужебных традиций Русской Церкви. Напомним, что призывы к возврату практики Древней Церкви всегда были на знаменах всех протестантских движений (Лютер и др.), а в последнее время и обновленцев.

Священник Георгий Кочетков во время литургии апостола Иакова 11 января 2015 года. Богослужение возглавляет епископ Губкинский и Грайворонский Софроний.
старец Симеон(Рассказ Антонины, 65-ти лет, проживающей в г. Печоры)
В 1959 году приехала в Печоры из Тулы моя знакомая Нина, остановилась у меня. Она была одержима бесом и никак не могла войти в келию к отцу Симеону на благословение и все кричала: «Ой, Сенька идет, я его боюсь!» По благословению отца Симеона ее отчитывал отец Афиноген. Она была до того буйная, что во время молитвы над нею ее связывали.
Еще будучи больной, Нина увидела идущую в храм мать Александру и забегала, крича: «Сенька идет!» Мать Александра ее успокоила, сказав, что батюшка болен и в храм не придет. Нина начала метаться по храму, ища места, где бы скрыться и оттуда кричать еще пуще: «Ой, Сенька идет!» И, действительно, совершенно неожиданно батюшка пришел к полунощнице. Удивительно, как одержимые бесом чувствовали появление отца Симеона. Уехала Нина из Печор совсем здоровая. И до ныне (1965 год) приезжает в Печоры помолиться.
(Рассказ Прохоровой Александры, проживающей в Л-де (ныне Санкт-Петербург)
Вплоть до 1956 года по Божьему попущению я страдала болезнью нервной системы, которая не поддавалась врачебно-медицинскому лечению (по народному сказать, во мне была порча). Но по милости Божией, Матерь Божия обратила Свой взор на мои страдания и указала обитель, где жил старец врач (через фотокарточку старца Симеона). В церковь я вообще не ходила и ничем духовным не интересовалась. Узнав от одной женщины, которая показала мне фотокарточку отца Симеона, его адрес, я быстро согласилась поехать к нему в Печоры, не считая его духовным врачом, а считая его обыкновенным врачом, помогающим больным. У меня не было никакого понятия ни о вере, ни о Богослужении, ни о постах и священных таинствах, не было никаких религиозных чувств. Все было для меня совершенно закрытым и непонятным и неинтересным. Приехав в обитель к концу службы, я сразу пошла к старцу, как к обыкновенному врачу, и стала говорить ему, что у меня порча. Батюшка мне дал поцеловать крест и сказал: «Откуда ты знаешь, что это порча!». Потом меня стало рвать и мне сделалось дурно, и внутри меня кто-то кричал, а дальше не помню, что со мною было. Меня рвало, и люди, которые были у батюшки, стали ухаживать за мной, выносили тазы со рвотой, которая была как зелень. После мне стало легче, и, когда я утром приобщилась святых Таин, то мне стало светлей и отрадней. В церковь без молитвы отца Симеона я бы не вошла, сопротивник мучил меня. Дома перед отъездом в Печоры он давал мне веревку повеситься. Но Матерь Божия не допустила моего самоубийства, а послала мне добрых людей, которые и направили меня к старцу. Прожила я в обители около месяца, и как было радостно мне и друзьям моим, которые ухаживали за мной во время моей болезни, на виду у которых я исцелилась. С тех пор я постоянно посещаю обитель и благодарю Матерь Божию и Господа Иисуса Христа за любовь нашего батюшки Симеона.



Ослепляющий свет пошлых, вульгарных реклам, раздирающая слух и разжигающая страсти музыка, нецеломудренные вывески, неумолкающий треск и рев радиоаппарата… И толпа, ищущая чего-то особенного, поразительного, собственно, развращающего, но что подавалось бы ей на красивом позолоченном блюде. Это улицы большого города, вся забота которого направлена на удовлетворение толпы, на ублажение ее неумолкающего вопля: «Хлеба и зрелищ!» И подчас кажется, что вся промышленность, все технологии служат лишь этим низшим людским инстинктам. Все здесь свидетельствует о глубоком унижении и позоре человеческой души или, как сказал один философ, – о быстром приближении человека к животности и все большем и большем нравственном упадке города.

Возникает вопрос: откуда взялась эта потребность в зрелищах, стремление к развращенности, к усыплению себя наркотиками? От чего бежит современный человек? От себя самого, от внутренней пустоты, которую ему нечем заполнить?..

Безпрерывный вопль толпы – «Хлеба и зрелищ!» – слышится тысячелетиями. И зрелища появились в мире давно, а вот в наш век проникли, благодаря современным технологиям, с улиц в дома, в сокровенный мир семьи. И кажется, что спрятаться от них невозможно. В чем же их пагубность для души? Чтобы понять это, обратимся к учению Святых Отцов Церкви и посмотрим, какому отношению к развлечениям они учили христиан.

Христианство появилось в мире как проповедь о высшей чистоте и святости. А потому Церковь в древние века следила за нравами и жизнью человека особенно внимательно. Неудивительно, что зрелища в языческом обществе, как пагуба и грех, привлекли внимание Святых Отцов. Эти развлечения служили тогда для услаждения развращенного языческого народа, а позднее постепенно проникли и в среду христиан.

Вот что писал о них святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский: «Гордыня сатаны есть всякие неистовые зрелища и конские бегания, ловли со псами и всякая таковая суета, от которой избавиться моля, святой пророк глаголет к Богу: „Отврати очи мои еже не видети суеты: в пути Твоем живи мя“ (Пс. 118, 37). Да не будет вожделенно для тебя зрелищное неистовство, где ты увидишь наглости шутов, производимые с безстыдством и со всяким непотребством, увидишь неистовые женоподобных мужей плясания! Да не будет вожделенно тебе также безумие тех, которые в ловлях предают себя зверям для прихоти своей окаянной утробы! Таковые, дабы угодить своему чреву яствами, сами по справедливости бывают пищей зверей неукротимых. А правильно сказать, они для своего чрева, которое бог их (см.: Флп. 3, 19), собственную жизнь свою погубляют чрез единоборство. Убегай и конских ристаний, зрелища неистового, убивающего души: потому что все сие гордыня диавола есть».

Мысль о несообразности с достоинством христианина посещения зрелищ раскрывал Тертуллиан, с чувством глубокого негодования говоря о сценических представлениях своего времени: «Вероятно ли, чтобы христианин-беглец (он даже не хотел признать христианином того, кто посещал театр, – примеч. авт.) действительно помышлял о Боге в такое время и в таком месте, где ничто не напоминает ему присутствия Его? Ведь нам повелено отрекаться от всякого рода нечистоты, стало быть, для нас должен быть заперт и театр, который составляет, так сказать, зрелище безстыдства, где ничему иному нельзя научиться, как только тому, что повсеместно не одобряется».

Интересны суждения Тертуллиана о том, что зрелища препятствуют стяжанию собранности духа: «Бог повелевает нам чтить Святаго Духа со всяким „смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира“ (Еф. 4, 2–3), говоря: „Всяка горесть, и гнев, и ярость, и клич, и хула, да возмется от вас со всякою злобою“ (Там же, 31). Каким же образом согласить все сие с зрелищами, тревожащими и так сильно возмущающими дух наш? Где удовольствие – там и страсть, без чего всякое удовольствие неприятно, а где страсть – там и соревнование, без которого всякая страсть неприятна. Соревнование же приносит с собою ссоры, споры, гнев, огорчения и все подобные страсти, ничего общего не имеющие с обязанностями нашей религии».

Итак, Святые Отцы никогда не поощряли зрелищ (цирковых представлений, различных соревнований), ибо все такие развлечения воспитывают в душе грубые инстинкты, поселяют в ней пустоту, рассеянность, служат поводом к празднословию.

Столь же сильные порицания со стороны Отцов заслужили и театральные представления – комедии, трагедии, оперетки. Вход на них христианам был воспрещен. Мысли древних учителей Церкви применимы и в наши дни в отношении современных театров. По словам христианских писателей, посещение любых зрелищ есть занятие пустое, суетное, несообразное с высотой человеческого призвания. Театр же, в частности, пагубен и потому, что он учит распутству, возжигает сладострастие, приводит к безстыдству.

Христианский писатель начала IV века Лактанций писал: «Я не знаю зрелищ сражений. Комедия часто представляет распутных молодых девиц. Чем с большим искусством и приятностью поэты описывают эти безпорядки, тем глубже мнения их вкореняются в ум, и тем сильнее их заблуждения впечатлеваются в памяти. Представляя мнимые блудодеяния, они научают творить их действительно. Вожделение, входящее скорее через глаза, нежели через другие чувства, возжигается в их сердце». «Следовательно, – заключает богобоязненный учитель, – надобно избегать всякого рода зрелищ, дабы они не вселяли безпокойных волнений в души и дабы прелести сладострастия не отвлекали нас от служения Богу и от исполнения добрых дел».

По выражению святителя Василия Великого, театр есть «училище распутства». Вот как он описывал реалии своей эпохи, вполне сопоставимые с современностью: «Есть города, в которых жители с глубокого утра до самого вечера насыщают взоры всякого рода представлениями и сколько ни слушают каких-нибудь нескромных и неблагочинных песен, от которых в душах зарождается много безстыдства, однако не могут их наслушаться. Даже многие почитают таких людей счастливыми, потому что они, оставив торговлю или занятие ремеслами, необходимыми в жизни, в праздности и забавах проводят определенное им время жизни», дарованное для спасения души, – добавим мы.

Ну а что Святые Отцы советуют вместо мирских зрелищ, театра, цирка? Они зовут обратить внимание на зрелища великие и поучительные, какие доставляет нам Божий мир, природа. По учению святого Киприана, чистое наслаждение созерцанием природы – вот театр для христианина!

Также учит и святой Кирилл, обращаясь к новоначальному христианину: «Не будь страстным любителем зрелищ, где увидишь непотребства, производимые с безстыдством, и неистовые пляски. Страсть к зрелищам есть гордыня диавольская».

Известны и внушительные речи святителя Иоанна Златоуста против зрелищ и именно театра. Он видел, что христиане все больше и больше увлекаются этими развлечениями, и со всею ясностью осознавал их вред для душ человеческих: «„Иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем“ (Мф. 5, 28). А что, если я, скажешь, буду смотреть не „ко еже вожделети“? Но как ты можешь убедить меня в этом? Кто не воздерживается от того, чтобы смотреть, но прилагает к этому такое усердие, тот как может после созерцания оставаться чистым? Разве тело твое – камень? Разве оно – железо? Ты облечен плотию человеческою, которая скорее соломы воспламеняется от похоти. <…> Не отсюда ли безпорядки в доме? Не отсюда ли погибель целомудрия? Не отсюда ли расторжение браков? <…> Не отсюда ли безсмысленные неприятности? <…> Поэтому я и скорблю и терзаюсь, что вы приходите оттуда, получив такую заразу, и за малое удовольствие навлекаете на себя непрестанное мучение. Подлинно, еще прежде геенны и тамошнего мучения вы уже и здесь подвергаете себя крайнему наказанию. Не крайнее ли, скажи мне, мучение питать такую похоть, постоянно воспламеняться, везде носить с собою огонь непотребной любви и угрызение совести? Как ты приступишь к порогу этого святилища? Как прикоснешься к небесной трапезе?»

Поучительны слова святого Киприана об увлечении конскими скачками. Он дивится, каким образом такое ничтожное дело может так интересовать разумного человека и в особенности христианина: «Сколько пустоты в <…> состязаниях! Спорить из-за цветов, препираться в беге на колесницах <…>, радоваться, что конь был быстр, сокрушаться, когда он был очень ленив, изучать возрасты <…> – какое во всем этом пустое занятие!»

Не оставляет без внимания пагубность зрелищ и святитель Григорий Нисский. Он пишет: «Эта наша жизнь, любящая наслаждения тела, пользуется чувствами, как своим орудием, подчиняя им и душу. И кто сейчас так одарен, так возвышен, так благоразумен, чтобы смог избежать всякой скверны порока? Кто безгрешен оком, кто невинен слухом? Кто чужд этого скотского услаждения гортани? Кто чист от прикосновения ко греху осязанием? Кому неизвестна эта предлагаемая Священным Писанием загадка: „Взыде смерть сквозе окна“ (Иер. 9, 21)?» (под окнами подразумеваются чувства, – примеч. М.И.).

В Книге Бытия повествуется, что Господь Бог сказал Адаму, изгоняя его из рая: Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 17–19). Т. е. путь человека на земле – это путь труда и покаяния, надежды на возвращение в Отчий дом. Откуда же появилось это стремление, эта жажда зрелищ, потребность в развлечениях и наслаждениях?

С изгнанием из рая, утратой духовной радости и полноты общения с Богом в душе человека, по словам Святых Отцов, образовалась пустота. Труд и молитву, заповеданные для восстановления душевного мира и тишины, многие люди воспринимают как невыносимое, неподъемное бремя. А вот зрелища услаждают чувства и как будто заполняют пустоту внутренней жизни человека. В этих развлечениях люди забываются, отвлекаются от тягостной опустошенности своей души.

Наш век в этом отношении особенно страшен. Он обособился от христианской религии и погрузился в бездуховную, безбожную тьму. Современное искусство стало пищей для человеческих страстей. Зритель требует только приятного, эффектного, яркого, небывалого, разжигающего, опьяняющего, поразительного… Так появляются целые поколения душевно больных людей с извращенным вкусом; и гибель их неизбежна.

Ну а что Святые Отцы советуют вместо мирских зрелищ, театра, цирка? Они зовут обратить внимание на зрелища великие и поучительные, какие доставляет нам Божий мир, природа. По учению святого Киприана, чистое наслаждение созерцанием природы – вот театр для христианина: «Христианин, если только пожелает иметь гораздо лучшие зрелища, – он имеет истинные и вполне полезные удовольствия <…>. Он имеет пред собой ту красу мира, какую можно видеть и удивляться ей. Пусть он смотрит на восхождение и захождение солнца, которые попеременно возвращают дни и ночи; на круг луны, своим возрастанием и ущербом обозначающий течение времен; на сонмы сверкающих звезд, постоянно с высоты изливающих свет с необычайною удобоподвижностью; <…> пусть созерцают уравновешенную толщу земли с ее горами и безпрерывно текущие реки с их источниками, обширные моря с их волнами и берегами, постоянный, с величайшею соразмерностию распростертый повсюду воздух, все оживляющий своим благорастворением, <…> и во всех этих частях природы пусть созерцает обитателей, свойственных каждой части: в воздухе – птиц, в воде – рыб, и на земле человека. <…> Какой театр, построенный руками человека, может сравняться с этими делами? Пусть он будет построен из великих груд камней, но гребни гор выше его; пусть потолки сияют золотом, но блеск звезд совершенно затмевает их…» Вот ответ Святого Отца тем, кто хочет возразить, что нельзя проводить жизнь без удовольствий!

Святитель Василий Великий также пишет, что наслаждение природой не только приносит удовлетворение, но и дает назидание: «Одна травка или одна былинка достаточна занять всю мысль твою рассмотрением искусства, с каким она произведена <…>. Если сие подлежащее разрушению солнце так прекрасно, <…> и если им не насыщается зрение, то каково по красоте Солнце правды? <…> Если видимое так прекрасно, то каково невидимое?»

А закончим мы это обращение к современным христианам словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Тленное, временное не будем предпочитать нетленному вечному!» Аминь.

М.И.

По творениям Святых Отцов
Церкви и статьям А.П. Лебедева

Источник: Церковная жизнь.
1994. №№ 5–6. С. 28–34.


К годовщине военного переворота в Киеве

Итальянские издания, ссылаясь на полученные ими данные спецслужб НАТО, утверждают, что «государственный переворот, совершенный в Киеве в феврале 2014 года, имел конкретную цель: нейтрализовать российский Черноморский флот, базирующийся в Севастополе, и заменить его флотом США». Приведенная ими хронология спецоперации не оставляет в этом никакого сомнения.

24 февраля, через два дня после того, как президент Виктор Янукович бежал из Киева, главой Службы безопасности Украины (СБУ) был назначен Валентин Наливайченко. Он уже руководил украинскими спецслужбами при Викторе Ющенко и прославился на своем посту тем, что выделил тогда сотрудникам ЦРУ кабинет в здании СБУ и дал возможность ознакомиться с секретными документами.

В 2013 году Генпрокуратура Украины начала уголовное производство в отношении предателя, но не успела закончить. К власти в Киеве пришли бандерофашисты. И то, что ещё год назад считалось государственной изменой стало называться борьбой за демократические ценности.

Вместе с кураторами из ЦРУ Наливайченко должен был координировать и обеспечить беспрепятственное вхождение в Севастополь кораблей ВМС США.

Глава СБУ Валентин Наливайченко уже получал от президента Виктора Ющенко орден за тесное сотрудничество с ЦРУ. Тогда, выбирая «оранжевого» президента, украинцы тоже устраивали евромайдан, но почему-то забыли, каким провалом закончилось его правление.

Перед отправкой в Крым – «прощание славянки» по-американски

13 февраля 2014 года, за неделю до планируемого переворота, 102-тысячи тоннажный авианосец «George Bush» с 90 самолетами на борту покинул морскую базу в Норфолке и отправился в Эгейское море. Его сопровождали 16 кораблей, среди которых крейсер «USS Philippine Sea», эсминцы «Truxtun» и «Roosevelt» и три атомные подводные лодки.

22 февраля, в день, когда Януковича лишили власти, вся группа кораблей уже входила в Черное море через пролив Босфор. Это является прямым нарушением Конвенции Монтре 1936 года, разрешающего проходить Дарданеллы только военным кораблям до 45 тысяч тоннажа. Но власти Турции дали секретное разрешение на проход доблестному американскому флоту. Ведь именно он должен был занять место русского Черноморского флота на базах в Крыму.

Авианосец «Джордж Буш» – к берегам «новой Родины»!

Конечно, натовские аналитики ожидали, что Крым также «выберет демократию» и с радостью встретит звёздно-полосатый флот. Однако крымчане, отказавшись подчиниться хунте, объявили о готовности провести спасительный референдум по воссоединению Крыма с российской родиной-матерью. Это смешало все оккупационные планы.

5 марта авианосец получил новый приказ — повернуть на турецкую базу в Анталье и ждать. Только эсминцы «Truxtun», «Donald Cook» и фрегат «Taylor» были посланы на разведку к берегам Северного Крыма с 7 по 22 марта под предлогом совместных учений с Болгарией и Румынией.

От ворот поворот

Командование российскими ВВС заявило о том, что «Donald Cook» прибыл с целью нарушения действия антенн, связанных с Космическим центром Черноморского флота, и сети военных сателлитов ELINT, работающих в электромагнитном спектре. Эта сложная современная система позволяет центру получать данные электронного наблюдения радаров и навигационных систем за флотом США.

Эсминец «Donald Cook» – к берегам Крыма для заброски диверсионного десанта

Российские самолеты были вынуждены заблокировать действия вражеского эсминца: два Су-24МР одиннадцать раз облетели американский корабль на максимально низкой высоте, применяя бортовую систему блокировки в частотах 12–18 Гц с целью нейтрализации его радара.

По уверениям итальянских СМИ, российские спецслужбы были уверены в присутствии на борту американского корабля шести групп коммандос, каждая по 16 человек, готовых незаметно достигнуть берега с целью проведения в Крыму террористических акций и создания атмосферы паники среди местного населения.

А это уже наш десант – бойцы элитных частей специального назначения

Нагнетание страха и террора накануне референдума должно было привести к понижению числа голосовавших и к объявлению результатов недействительными. Чтобы исключить подобные акции, «русские провели жесткий превентивный контроль».

В самом деле, на одном из сайтов Крыма прошла информация о поимке румынских коммандос, на что указывал и факт срочного запроса генеральным прокурором Крыма Наталией Поклонской переводчиков.

В итоге крымский референдум прошел благополучно. 99,7 процента голосовавших выбрали Россию. «George Bush» получил приказ прекратить свою миссию и отправляться восвояси.

Вежливые люди. Крым, 2014 г.

Крымчанам готовили судьбу Косово

США собирались ни много ни мало выгнать из Крыма наш Черноморский флот и разместить на полуострове свои ядерные ракеты. С военной точки зрения это равносильно поражению без войны.

Уже к концу 2014 года полуостров должен был стать центральной базой НАТО в регионе, или, как говорят сами американцы, стационарным непотопляемым авианосцем у русского забора. В Крыму еще в 2013 году скрытно начались ремонтные работы объектов, выбранных для размещения военнослужащих, штабов, складов и прочей инфраструктуры НАТО.

После ввода американских войск планировалось подписать договор о военном сотрудничестве, в котором был пункт: «США имеют право применять оружие в случае угрозы американским военнослужащим, размещенным в Украине». Все подробности перечислены в документах периода президентства Ющенко: «Дополнение к Указу Президента Украины № 289/2008 от 1 апреля 2008 года. Целевой план Украина – НАТО на 2008 год в рамках Плана действий Украина – НАТО».

Когда осенью 2013 года США организовали в Киеве евромайдан, все посчитали это наказанием Януковича за отказ в последний момент подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Но отказ был только формальной причиной. На самом деле США решили наказать Януковича за то, что под давлением Путина он стал тормозить запланированную оккупацию Крыма американскими военными.

Обама решил форсировать процесс политической оккупации Украины, сменив власть в Киеве на проамериканскую. Уже к 15 мая 2014 года новый премьер Яценюк должен был объявить о денонсации договора по Черноморскому флоту и потребовать его вывода на территорию России.

Но договор с Украиной по Черноморскому флоту заканчивался только в 2017 году. И автоматически продлевался еще на 25 лет за скидки на российский газ. В ситуации, когда вся антироссийская мировая группировка поддерживает Киев, ультиматум, даже с учетом нарушения определенных параграфов договора о размещении Черноморского флота, позволил бы досрочно прекратить его действие. Нам могли создать невыносимые условия пребывания в Крыму. Представьте: зашли американские боевые корабли. Под их прикрытием «Правый сектор» ежедневно штурмовал бы, терроризировал наши военные объекты. Так уже бывало при Ющенко, когда националисты пытались срывать ворота с петель в наших воинских частях. Могли запросто устроить другие провокации... Поэтому мы сами были бы вынуждены уйти.

Поэтому вопрос с Крымом надо было решать немедленно. Над крымчанами нависла угроза физического уничтожения. Эксперты комитета начальников штабов США еще 17 января 2014 года рассматривали возможность применения как наемников из частных военных компаний, так и, если что-то пойдет не так, военнослужащих для оккупации Крыма.

Путин играл в открытую. Он прямо объяснил Обаме и руководителям ЕС свою позицию по Украине. Заявлял, что не позволит натовцам хозяйничать у российского забора.

В конце февраля 2014 года Россия, как известно, провела масштабные военные учения. В начале марта The Washington Times написала о них, ссылаясь на источники в Пентагоне: «Случившееся вызвало тревогу в Пентагоне и в европейском командовании ВС США, так как эти учения были самыми крупными за 20 лет и предусматривали повышение степени боевой готовности российских ядерных сил. Утверждается, что в учениях было задействовано 12-е Главное управление российского Министерства обороны, отвечающее за ядерное оружие».

Тем не менее комитет начальников штабов НАТО заверил политических руководителей, что Кремль всего лишь пытается пугать и действовать вопреки воле США не посмеет. Янки спокойненько начали нулевой подготовительный цикл оккупации полуострова.

Фактор времени был на вес золота. Чтобы нейтрализовать патриотические настроения севастопольцев и остальных жителей полуострова, США готовили Крыму повторение судьбы Косово. По их замыслу крымские татары должны были сыграть роль косовских албанцев, объявить суверенитет и очистить Крым от русских патриотов.

Накануне крымского референдума Яценюк срочно прилетел в США для консультаций с Обамой. Но сорвать референдум не удалось. «Вежливые люди» не допустили провокаций.

Путинская операция обеспечения стабильности на полуострове от принятия решения о референдуме до его проведения – уникальна и беспрецедентна по многим показателям.

Американская разведка: агентура, космическая, авиационная, морская, военная, радиоразведка и т. п. – потерпела в Крыму полное фиаско! Такого не было никогда, чтобы в современных условиях, когда каждый дециметр земли под контролем, никто ничего не заметил. В эфир не было сказано ни единого лишнего слова, а передвижение российских войсковых подразделений осуществлялось абсолютно скрытно. Зарубежные эксперты считают, что Россия применила технологии прикрытия подготовки войсковой операции техническими средствами, которых больше нет ни у кого.

Потеряв базу в Крыму, мы потеряли бы фактически Черное море. Американские ракеты на полуострове стали бы началом конца России. Дальше отступать было некуда. Наш президент в условиях чудовищного дефицита времени блестяще справился с задачей. Крым молниеносно вернулся в состав России. Владимир Путин показал, что однополярного мира уже нет. Россия более не пойдет, понурив голову, в фарватере политики США. Отсюда такая ненависть к нему со стороны Вашингтона и Брюсселя.

По материалам блога Олега Матвейчева
Протоиерей Константин Буфеев



Аще изволит настоятель, творим беззаконие.
(старинная семинарская шутка)

  Буфеев

Поводом для написания данной статьи послужило следующее: 4 января с удивлением обнаружил в своей электронной почте послание от члена Патриаршего совета по культуре прот. Леонида Калинина, в котором он поздравляет «всех с Наступающим Рождеством Христовым», а священников (и меня, недостойного) «с отверстыми Царскими Вратами» (см. также комментарий прот. Леонида Калинина к статье: http://www.blagogon.ru/digest/579/ – Прим. ред. БО).

Послание начинается с оценки Указа Святейшего Патриарха Кирилла № У-01/209 от 31.12.2014 о благословении на Рождество Христово «ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами», причём автор с первой фразы поспешил заверить, что он ничего «странного» и «обновленческого» в этом Указе «не видит».

Я не имел намерения давать оценку Патриаршим Указам, тем более я не имел намерения вступать в предложенную о. Леонидом дискуссию. Его позиция понятна. Это именно «позиция», поэтому пытаться её опровергнуть, равно как выражать ей горячую поддержку, думаю, не имеет никакого смысла.

Итак, автор письма ставит два вопроса: является ли Указ «странным», и является ли он «обновленческим»?

Слово «странный» имеет широчайший спектр значений. Недаром оно вошло в лексикон Эллочки-людоедки. Лично я думаю, что содержание обсуждаемого Указа не более и не менее «странно», чем неоднократные распоряжения столичного чиноначалия московским священникам являться на некоторые общественные мероприятия «без крестов». В одном случае клирика «повышают» до права служить по-архиерейски (с отверстием до «Отче наш»), в другом случае – «понижают» до дьяконского сословия.

Если провести аналогию с военнослужащими, это можно сравнить с приказом по армии всем офицерам (от лейтенанта до полковника) иногда появляться в форме рядовых, а иногда – в генеральских погонах и с лампасами. «Странно» это или «не странно»? Повышает ли это дисциплину и обороноспособность армии?

Определим теперь, что обычно подразумевают под словом церковное «обновленчество». Этот термин может употребляться в широком и в конкретно-историческом смыслах.

В широком смысле – это любая новизна, незнакомая православной традиции. Так, вполне «обновленческими» можно считать нововведения, установленные в некоторых храмах, где мигает иллюминация или в свободное от богослужений время вместо благоговейной тишины звучит тихая музыка (органчик).

Такие нововведения могут противоречить, а могут никак не противоречить церковным догматическим и каноническим установлениям.

В конкретно-историческом смысле обновленчество связано с расколом и церковно-модернистской деятельностью известных церковных реформаторов 1920-х годов (на самом деле, начавшейся ещё прежде 1917-го года и не завершившейся поныне).

Тот факт, что в нашей Русской Церкви обновленцы есть, и современные реформаторы являются духовными преемниками обновленцев 1920-х годов, подтвердил Святейший Патриарх Алексий II, когда на Московском Епархиальном собрании 20 декабря 1993 года назвал «неообновленчеством», разрушающим богослужебные традиции, деятельность известных московских реформаторов.

Какие же нововведения, противоречащие сложившейся православной традиции, осуществляли обновленческие лидеры в 1920-е и 1990-е годы? Не претендуя на полноту перечня, отметим их наиболее характерные искажения традиционного богослужения:

1. Служение без иконостаса, царских врат и катапетасмы.

Вместо этих «досадных помех» некоторые обновленцы использовали одну большую занавеску, откидывавшуюся перед началом проскомидии и задёргивающуюся после завершения Литургии. Другие оставляли Престол открытым всегда (как в католических храмах). Третьи (как Антонин Грановский) выносили Престол из алтаря в центр храма.

Приведём выписку из Указа Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) от 14 сентября 1925 г.:

«C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:

 1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма...

Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике и возлагаю на обязанность о.о. благочинных неослабленное наблюдение в подведомственных им храмах за уставным совершением богослужений без всяких отступлений от богослужебного чина. Напоминаю, что в свое время, не так давно, московское епархиальное начальство в целях введения единообразия и уставности распубликовало «Единообразный чин богослужения для приходских храмов». Предлагаю этот чин к неуклонному исполнению и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям» [ЦИАМ, ф.2303, оп. 1, № 232, л. 1-3. Машинопись // Сергий Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.95].


2. Чтение во всеуслышание молитв из Служебника.

Один священник-обновленец на вечерне вместо «Блажен муж» читал во всеуслышание вечерние светильничные молитвы. Подобным образом, он горлопанил все священнические молитвы во время совершения Божественной литургии. Если сопровождающие песнопения – такие как «Достойно есть» или задостойники – мешали ему произносить громко и театрально текст евхаристического канона, он требовал от регента их упразднения из литургического чина (мотивируя тем, что «в древней Церкви задостойников не было»).

3. Активная русификация всех текстов.

Чтение по-русски Шестопсалмия, паремий, Апостола и Евангелия. Грубое вторжение (с малограмотными «исправлениями») в содержание канонов, стихир и даже прокименов. Искажение священнических возгласов и прошений на ектеньях. Наконец, грубое коверкание текста тайных молитв, читаемых вслух по Служебнику.

4. Установка на «общенародное» пение.

Вопрос о целесообразности и допустимости общенародного пения является не бесспорным и активно обсуждается в последнее время. Поскольку не все православные христиане имеют музыкальные способности, общенародное исполнение, очевидно, не может быть (за редким исключением) ни умилительным, ни изящным, ни искусным.

Традиционно церковное пение исполнялось «по клиросам», то есть в нём принимали участие «клирики». Это означает, что к церковному пению должны допускаться не все подряд «желающие», но лишь специально посвящённые и обученные церковнослужители. Между прочим, существует особый чин посвящения в певца! 15-е Правило Лаодикийского Собора указывает, чтобы только певцы, «состоящие в клире, на амвон входящие и по книге поющие, пели в Церкви».

Если указанная каноническая норма трудна для исполнения, это не означает, что дозволительно подменять её профанным самодеятельным «общенародным» пением. Во всяком случае, идеалом церковного пения является слаженное монашеское ангелоподобное (в частности, антифонное) пение, а вовсе не любительское «козлогласование», запрещённое Типиконом в главе 28: «Безчинный вопль поющих в церкви, не прияти того к церковному пению. Такоже и прилагаяй к церковному пению, не приятен есть: да извергутся сана своего, и паки в церкви не поют».

5. Причащение без исповеди «за каждой Литургией».

Об этом обновленческом перекосе я писал подробнее в статье «Порядки старые не новы» (http://www.blagogon.ru/digest/457/).

6. Ослабление аскетической дисциплины постов.

Речь идёт как о литургическом посте перед Причастием, так и о говении в уставные посты и постные дни.

7. Неоправданное сокращение уставного богослужения.

Упразднение кафисм (и вообще многих псалмов), исключение из суточного круга часов (полностью или частично). Сокращение канона на утрени: и тропарей, и катавасии. Отметим, что 17-я глава Типикона называется «О кафисмах во все лето», а 19-я – «О катавасии во весь год».

8. Отказ от служения «всенощного бдения», взамен – служение только вечерни.

Типичными для обновленцев являются рассуждения о «неправильности» чтения утренних молитв и прошений вечером. При этом воскресная утреня (с полиелеем и Евангелием) банально опускается – поскольку утром служится Литургия.

Во многих перечисленных пунктах этой программы проявляется характерное для обновленцев искажение апостольского учения о «царственном священстве» всего народа Божьего (воспринятое по-протестантски гипертрофированно), умаляющее значение Богом установленной церковной иерархии.

Я мог бы продолжить этот перечень указанием на отношение к календарному вопросу, к акцентам в пастырско-духовнической практике, «женской» проблеме и ряду других тем, имеющих различное решение у священников-традиционалистов и священников-модернистов. Но сказанного вполне достаточно для того, чтобы поставить вопрос: вправе ли мы применять к этим нововведениям эпитет «обновленческий»?

Если кто-то считает, что все эти новшества являются не проявлениями «обновленчества», а своеобразной «нормой» православного благочестия, очевидно, что такой человек ничего «странного» и «обновленческого» не увидит и в Указе, о котором написал прот. Леонид Калинин.

Вопрос остаётся лишь один: действительно ли каждое из этих нововведений противоречит сложившийся православной богослужебной традиции?

Как бы отец Леонид Калинин и любой другой участник начатой им дискуссии не ответил на этот вопрос, надеюсь, он согласится со мною в одном: современные обновленцы непременно постараются использовать Указ № У-01/209 в своих целях. И они это сделают как для реабилитации своей прежней (никем не благословлённой и вполне беззаконной!) практики, так и для оправдания будущих модернистских богослужебных экспериментов: «Нас Патриарх благословил!»

Приведём мнение Святейшего Патриарха Тихона, написанное им в  Обращении № 1575 от 4/17 ноября 1921 года к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви:

«Ведомо нам по городу Москве и из других мест епархиальные преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. В службах праздникам выпускается почти все, что составляет назидательные особенности праздничного богослужения, с обращением, вместо того, внимания на концертное исполнение обычных песнопений, не положенных по уставу, открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положено читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике; шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми; вводятся новые во время богослужения действия, не находящиеся в числе узаконенных уставом священнодействий, допускаются неблагоговейные или лицемерные жесты, не соответствующие требуемой существом церковной службы глубине чувства смиренной, трепещущей Божия присутствия, души священнослужителя.

Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путём более привлекать верующих в храм.

На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения...»
[ГАРФ, ф. 550, оп. 1, номер 152, л. 3–4].

Перейдём, наконец, к рассмотрению аргументации о. Леонида в оправдание служения Литургии на Рождество с открытыми царскими вратами до «Отче наш». Скажем прямо, она слабовата.

Я внимательно перечитал страницы Типикона (ИС РПЦ 2002 г.), регламентирующие службу на Рождество Христово и не встретил там цитируемых слов: «и три дня Пасха».

Но даже если «древлехранитель епархии города Москвы протоиерей Леонид Калинин» (так он подписался в своём новогоднем письме) эти слова найдёт в каком-нибудь другом Типиконе, что это изменит?

Неужели дозволительно будет не закрывать на Святках царские врата, как на Пасху? Неужели можно будет заменить обычные часы «пасхальными»? Почему одну службу суточного круга (Литургию) дозволительно служить «по-пасхальному», а другую службу – нет?

А ведь прот. Леонид именно так и пишет: «Если в Пасху мы целую Седмицу служим не только Литургию, но и Вечерню и Утреню и часы с отверстыми Царскими Вратами и не боимся впасть в "обновленчество”, то вполне логично в Рождество Христово с отверстыми Царскими Вратами служить хотя бы только Литургию».

Вот здесь о. Леонид сильно неправ. Вовсе не «логично» служить по-пасхальному всего лишь одну «хотя бы только» Литургию.

На Пасху мы служим с открытыми царскими вратами, соблюдая требование Типикона, и именно поэтому «не боимся впасть в обновленчество». Кто не будет служить с открытыми царскими вратами на Пасху, тот окажется нарушителем Устава (даже если будет делать это из соображений «особого миссионерского значения» богослужения). Этот вопрос не подлежит обсуждению, но обязывает к неукоснительному исполнению.

На Рождество (и другие праздники) церковный Устав запрещает нам служить по собственному произволу с открытыми вратами. Это регламентировано 23-й главой Типикона «О завесе святаго олтаря, и о отверзении дверей» и ясным указанием Служебника, которыми необходимо руководствоваться всем священнослужителям.

Иначе совершается служба архиерейская, но она проводится не по Служебнику, а по Чиновнику, и при этом имеет множество других существенных особенностей (использование дикирия и трикирия, орлецов, рипид и др.) и отличий от Литургии иерейской. Известные отличия есть и в облачении (митра, омофор) епископов от пресвитеров, и в некоторых дополнительных возгласах, и в местоположении предстоятеля. Если предстоятелем является архиерей, то он начинает служение Литургии не в алтаре возле Престола (как священник), а на кафедре посреди храма, что делает невозможным закрытие царских врат, поскольку они отделили бы предстоятеля (олицетворяющего Христа!) от Престола..

Тот факт, что некоторые протоиереи и игумены заслуживают право носить митру и даже служить «с отверстием», является исключением, подтверждающим правило. Это право воспринимается церковным сознанием как личная награда и не распространяется на других (не заслуживших данной награды) клириков. Так, из офицеров только полковники имеют право носить генеральскую папаху.

Особенностью такого рода наград является то, что они выдаются последовательно. Невозможно себе представить, чтобы священнослужитель, получивший более высокую награду, не имел бы права носить награду более низкую. Так, всякий батюшка, получивший право служить «с отверстием», непременно является «митрофорным». И иначе никогда не было и быть не могло.

Странность заключается в том, что теперь священник, удостоенный служить «с отверстием», не имеет при этом права ни на ношение палицы, ни на митру.

Другой особенностью наград является то, что они даются не на время, а навсегда. Выдача палицы, митры или права служения «с отверстием» на один день (к примеру, на Рождество) представляет собой нонсенс.

Аналогичное рассуждение можно отнести к тем соборам (а не лицам), которые имеют привилегию служения Литургии с открытыми вратами. Это право даётся храму не на один раз, а навсегда.

Наконец, церковные награды, подобно воинским званиям, свидетельствуют о различии клириков по их достоинству и духовному опыту, связанному с «выслугой лет». В случае провинности награда может быть снята, при особых заслугах священника представляют к внеочередной награде. Странно было бы уравнять всех клириков, выдав им в один день всем поголовно одинаковую награду – например, митру – вне зависимости от духовного опыта и заслуг перед церковью.

Прот. Леонид Калинин прав, когда пишет, что это «дело не богословское, а дело церковной традиции». Именно в церковной традиции мы не можем найти ни одного аналога обсуждаемому нововведению.

Заметим, кстати, что церковная традиция, пользуясь символическим богослужебным языком, содержит вероучительные истины православного литургического богословия. Символическое отверзание царских врат и завесы в разные моменты богослужения отражает богатство православной литургики. Отмена же этих выразительных средств неизбежно приводит к обеднению богослужения и его ущербности.

Это имеет непосредственное отношение к вопросу о миссионерском значении богослужения.

По моему убеждению, наше православное богослужение (как в архиерейском, так и в иерейском видах его проведения) содержит в себе огромный миссионерский потенциал. Этот потенциал тем выше, чем изящнее и ближе к уставной норме проводится литургическое богослужение. От послов князя Владимира-крестителя до искателя истины американца Юджина Роуза, ставшего православным богословом – иеромонахом Серафимом, именно красота и божественная высота церковной молитвы приносила истинный миссионерский плод – делала людей причастниками спасительной благодати Христовой.

Однако следует удержаться от одного логически порочного вывода. Недопустимо рассматривать Литургию как «миссионерское средство», нацеленное на восприятие её нецерковными людьми. Более извращённого отношения к наследию евангельской Тайной Вечери трудно себе представить. Евхаристическая молитва всегда проводится для верных («Оглашеннии, изыдите!»), и её нельзя путать с богословским диспутом, который проводится в миссионерских целях для внешних. В противном случае Церковь верных понесет непоправимый ущерб, а внешние вместо свидетельства об Истине получат фальшивку, подстроенную под вкусы и запросы века сего.

Сказанное в полной мере относится и к рождественскому богослужению. Ярким и запоминающимся его моментом является пение тропаря и кондака Рождества Христова, сопровождающееся раскрытием царских врат во время служения великого повечерия. Если бы врата были всё время раскрыты (или всё время закрыты), очевидно, это лишило бы службу элемента праздничности и особой духовной выразительности. Символика евхаристическая ещё более значима в догматическом отношении, если воспринимать Литургию как церковное воспоминание о земной жизни Спасителя.

Протоиерей Леонид Калинин отмечает, что проведение Литургии с открытыми царскими вратами «по внешнему виду служения приближает торжественность Рождественской службы к Пасхальной».

Но оправдано ли такое «приближение торжественности»?

Святитель Григорий Богослов в Слове на Святую Пасху пишет: «Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные но, даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Чинопоследование Рождества Христова (и сходное с ним чинопоследование Богоявления, которое некоторые богословы не без оснований считают праздником, бóльшим, чем Рождество) отличается от остальных двунадесятых праздников сугубой торжественностью. Особенности касаются и наличия царских часов, и умилительного чина навечéрия с Литургией свт. Василия Великого, и количества паремий, и ряда других. Но из этого никак не вытекает, что торжественность службы Рождества нужно «приближать» к пасхальной. Это частное мнение о. Леонида Калинина, похоже, является заблуждением.

Не лишним будет вспомнить, что в течение всего церковного года на утрени поётся либо «Аллилуйа» (в постовые и заупокойные дни), либо «Бог Господь», причём второе песнопение свойственно более торжественным дням. Торжественность же пасхального богослужения выше, чем праздников с «Бог Господь». Может быть на Рождество не петь «Бог Господь»?..

Во все великие праздники поётся полиелей. Но торжественность Пасхи выше, чем любого праздника с полиелеем – в том числе выше, чем торжественность Рождества. Может быть на Рождество отменить полиелей?.. Отметим любопытную особенность: торжественность Рождества можно сравнить не с Пасхой, а с Антипасхой, когда поётся полиелей и величание… Пасхе: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго!»

Между прочим, если признать канонически допустимым служение Литургии с открытыми вратами на Рождество, придётся с неизбежностью допустить служение подобным образом и на все остальные двунадесятые праздники… А если вспомнить, что всякое Воскресенье есть «малая Пасха», то многие прихожане вообще никогда не увидят, кто изображён на царских вратах в их храме.

В завершении своего ответа на новогоднее письмо о. Леонида Калинина, хочу объяснить уважаемому отцу протоиерею, почему я против необоснованных нововведений, которые противоречат сложившийся уставной традиции Православия. На Руси 1000 лет служили Пасху с открытыми вратами, а Рождество – с закрытыми. Если Вам, батюшка, кажется, что эта традиция недостаточно хороша и требует улучшения – я не буду с Вами спорить и готов предоставить Вам свободу думать, как Вам нравится. Но только не надо исправлять то, что принадлежит соборной полноте исторического Православия, включая мнение и духовный опыт многих поколений святых, патриархов, митрополитов, монашествующих и всех верных чад нашей Матери-Церкви.

                                                                  Протоиерей Константин Буфеев

* * *

От редакции "Благодатного Огня" Напомним, о чем идет речь в письме прот. Леонида Калинина. Накануне праздника Рождества Христова по всем храмам Русской Православной Церкви был разослан весьма странный Указ Святейшего Патриарха Кирилла, противоречащий сложившемуся уставу Русской Церкви, зафиксированном, в частности, в Типиконе и в Служебнике.

указ
«По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами по "Отче наш…” (Указ Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА №У-01/209 от 31.12.2014)».

Очевидно, что служение с открытыми царскими вратами не даст никакого миссионерского эффекта, так как люди всё равно ничего не увидят. Во-первых, священник закрывает собой всё то, что происходит в алтаре на престоле (это о евхаристическом каноне), а во-вторых, иконостас закрывает жертвенник и не видно проскомидии, даже если открыты царские врата. Большинство мирян и так уверены, что священник чем-то занят у Престола. Если царские врата открыть, не станет понятнее – чем именно священник там занят. Для этого надо просто упразднить иконостас, как это практиковали обновленцы в 1920-х гг.

С точки зрения обновленцев, в том числе и современных, иконостас ненужен, ибо недемократично отделяет одно священство, которое у престола в алтаре, от другого «священства», которое не у престола. Везде должно сохраняться равноправие, с которым наличие в Церкви иерархии, иконостаса, «секретных» молитв и прочего – несовместимо и недопустимо, ибо недемократично!

Если же ради туманных «миссионерских целей» изменять всё, для того чтобы всё было видно и понятно, то нужно служить, как католики мессу – без иконостаса и лицом к народу (так, кстати, в 20-х гг. ХХ века служил обновленческий епископ Антонин Грановский в Заиконоспасском монастыре). Но тогда мы лишимся того великого богословского и символического смысла всех литургических действий, который вложен в наше богослужение. Например, закрытие царских врат на вечерне (начало суточного цикла) знаменует собой изгнание из рая, открытие завесы символизирует открытие людям тайны их спасения, а открытие царских врат – открытие христианам Царствия Небесного и т.д. Да и вообще все действия и передвижения священника (он сам символизирует, или изображает Самого Христа) в алтаре и в храме во время богослужения, в том числе открытие и закрытие царских врат в определенные моменты богослужения, имеют глубокое символическое значение: это образы евангельских действий Господа Иисуса Христа в Его земной жизни, они воспринимаются в их внутреннем богочеловеческом реализме. Это глубочайшая и таинственная мистика Церкви, которая учит, что на каждой литургии действительно повторяется жизнь и крестный путь Господа Иисуса Христа, что во время литургии мы, молящиеся, а не слушающие человеческие «миссионерские» комментарии (на т.н. «миссионерских литургиях»), пребываем в Вечности, ибо измерение литургическое реально есть пребывание неба на земле, и бесконечное воспроизведение евангельских событий.

Помимо канонических соображений, в этом характерном для многих обновленцев стремлении служить с открытыми царскими вратами содержится духовная болезнь. Они явно не понимают, и потому искажают в своей литургической практике значение иконостаса как духовно-материальной границы между пространством алтаря (местом Божественного присутствия) и храма (местом собрания народа Божьего). Фактически обновленцы, упраздняя иконостас и царские врата, оказываются, в известном смысле, практикующими иконоборцами.

Также напомним, что открытие и закрытие не только царских врат, но и завесы регламентируется в Типиконе: гл. 23 «О завесе святаго олтаря, и о отверзении дверей». Также в Служебнике точно указано, когда точно следует отверзать царские двери на литургии (и Типикон и Служебник являются богослужебными книгами, а, следовательно, составляющими традиционное Предание Церкви).


Типикон ничего не говорит об открытых вратах на Рождество. Таким образом, данный Указ однозначно изменяет Типикон. Заметим, что это – даже не постановление Синода и тем более не соборное решение. Возникает вопрос: есть ли право у епископа и даже у первого епископа Поместной Церкви единоличным указом изменять Типикон, который существует в Русской Церкви в нынешней редакции в течение более 300 лет? Поскольку Православная Церковь – не Ватикан и Святейший Патриарх – не император, а каноны говорят: «но и первый епископ ничего да не делает без рассуждения остальных...», то ответ напрашивается скорее отрицательный, что ставит под сомнение каноническую силу этого странного Указа и всеобщую обязательность к его исполнению.
К сожалению, уже не одно десятилетие в РПЦ имеет место практика награждения маститых протоиереев правом служения литургии с открытыми царским вратами по «Отче наш». Эта практика также противоречит Типикону и по нашему глубокому убеждению должна быть постепенно искореняема.


Источник: Благодатный Огонь
В Екатеринбурге стартовала Благотворительная акция «Подари радость на Рождество». Вот уже шестой год подряд ее проводит Православная служба «Милосердие» при отделе социального служения Екатеринбургской епархии. Цель акции – сбор подарков для постоянных подопечных службы – детей-сирот, одиноких пожилых людей, многодетных семей и бездомных. Поучаствовать в акции можно, придя в гипермаркет Ашан торгово-развлекательного центра «Мега» - с 19 по 21 декабря с 10 утра до 10 вечера, или через сайт службы «Милосердия» – там акция продлится до 7 января.
«Холодное сердце» - новое комедийное анимационное приключение от студии Disney, подарившей зрителям любимые истории «Рапунцель» и «Ральф». Когда древнее предсказание сбывается и королевство погружается в объятья вечной зимы, трое бесстрашных героев - принцесса Анна, отважный Кристофф и его верный олень Свен - отправятся в горы, чтобы найти сестру Анны, которая может снять с королевства леденящее заклятье.
!Смотреть Новые фильмы 2012 года онлайн
По пути их ждет множество увлекательных сюрпризов и захватывающих приключений - встреча с мистическими троллями, знакомство с очаровательным снеговиком по имени Олаф, горные вершины покруче Эвереста и магия в каждой снежинке… Анне и Кристоффу предстоит сплотиться и противостоять могучей стихии, чтобы спасти королевство и тех, кто им дорог

Profile

anastasiyavel
anastasiyavel

Latest Month

Май 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Syndicate

RSS Atom
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner